Выберите язык сайта

История

История ОАО «558 АРЗ»

История ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» начинается практически с самых первых дней Великой Отечественной войны: в течение 24 июня — 23 июля 1941 года в составе 8-й Воздушной Армии в соответствии с приказом командующего Юго-Западным фронтом при складе № 2 НКО в городе Харькове были сформированы 38-е подвижные авиационно-ремонтные железнодорожные мастерские (войсковая часть 21951). Начальником 38 ПАМ был назначен опытный организатор и специалист инженер 3 ранга Владимир Александрович Ростиславов.
Мастерские, перемещаясь по железным дорогам, должны были базироваться вблизи линии фронта, чтобы оперативно ремонтировать поврежденную в боях авиатехнику, однако из-за отсутствия необходимого подвижного состава (за исключением 3-х вагонов) они 1 августа 1941 года на основании приказа штаба ВВС Юго-Западного военного округа были приданы 257 стационарным авиационным мастерским в г. Харькове и в составе 257 САМ 1 октября 1941 года эвакуировались в г. Урюпинск Сталинградской области. По прибытии на место дислокации мастерские расположились на территории государственных конюшен, которые оперативно были переоборудованы под производственные помещения и цеха:
  • самолетный цех — 700 кв. м плюс ангарная палатка площадью 484 кв. м;
  • моторный — 200 кв.м;
  • вооружения — 60 кв.м;
  • приборов и электрорадиоцех — 80 кв. м;
  • механический (слесарный участок, дюралевый, винтомоторный) — 500 кв. м;
  • техсклад — 60 кв. м;
  • управление мастерскими — 120 кв. м.
Боевой путь в/ч 21951 (38 ПАМ)
Боевой путь в/ч 21951 (38 ПАМ)
На основании распоряжения УЭРТУ ВВС РККА № 386 и приказа ремотдела штаба ВВС ЮЗФ от 26 октября 1941 г. 257 САМ перебазируются в г. Сорочинск Чкаловской области, а 38-е ПАМ остаются в г. Урюпинске и начинают функционировать как самостоятельная боевая единица.
С 16 ноября 38 ПАМ приступили к восстановлению легких бомбардировщиков Су-2, самолетов У-2, моторов М-88 и М-11 8-й Воздушной Армии ВВС ЮЗФ. За время боевой работы в Урюпинске, менее чем за год, личный состав мастерских вернул в строй 151 самолет и 143 авиамотора.
Для оперативного ввода в строй авиатехники, получившей боевые повреждения, в январе 1942 года из состава мастерских были сформированы ремонтные бригады типа ПАРМ-3 и переброшены в Ленинск Сталинградской области для ремонта самолётов на полевых аэродромах и авиаплощадках.
Согласно указанию командующего ВВС КА № 4596 от 11 июля 1942 года 38 ПАМ 8 ВА двумя железнодорожными составами перебазируются из г. Урюпинска за Волгу, на станцию Безымянная Саратовской области. Мастерские получили специальный авиаремонтный поезд, где разместилось все техническое оборудование, инструменты и личный состав. С этого момента мастерские стали полностью соответствовать своему названию и назначению — находиться как можно ближе к своим частям для обеспечения оперативного восстановления поврежденных в боях самолетов. В этом поезде 38 ПАМ за оставшийся период Великой Отечественной войны прошли боевой путь от Сталинграда до восточной Пруссии.
Железнодорожные вагоны, на многие годы ставшие производственными помещениями для 38 ПАМ
Железнодорожные вагоны, на многие годы ставшие производственными помещениями для 38 ПАМ
Во второй половине 1942 года, когда началась Сталинградская битва, мастерские, кроме самолетов Су-2 и По-2 и моторов к ним, начали ремонтировать штурмовики Ил-2, истребители Харрикейн и моторы АМ-38, Мерлин ХХ, М-82.
Коллектив ремонтников-авиаторов на Сталинградском фронте проделал неоценимую работу в борьбе за вторую жизнь подбитых, полусожженых самолетов — воспрянув буквально из пепла, они вновь устремлялись в небо на борьбу с врагом.
За выполнение заданий по ремонту авиатехники на Сталинградском фронте весь личный состав мастерских был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Работа в вагонах не останавливалась даже во время движения поезда
Работа в вагонах не останавливалась даже
во время движения поезда
В 1943 году обстановка изменилась. Фронт быстро продвигался на Запад. В феврале мастерские передислоцировались на разъезд Афросимовский, в мае на станцию Пролетарская, в октябре в г. Донецк.
По инициативе командира 38 ПАМ подвижные авиаремонтные бригады находились в боевых полках для оперативного восстановления авиатехники в полевых условиях.
После освобождения Крыма 38 ПАМ были переданы в состав 3-го Белорусского фронта и перебазированы в июле 1944 года на станцию Ельня Смоленской области, где участвовали в обеспечении операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. В начале 1944 года был получен приказ о перебазировании в Каунас Литовской ССР в состав 1-й Воздушной Армии. В апреле 1945 года часть перебазировалась в Гумбиннен, ныне Гусев Калининградской области и здесь продолжала боевую работу по восстановлению авиатехники до конца Великой Отечественной войны.
За годы войны силами личного состава части восстановлено 286 самолётов различных типов, что эквивалентно численности 8—9 авиаполков, отремонтировано 1285 авиационных моторов различных типов.
За боевые заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны 38-е ПАМ награждены орденом Красной Звезды
За боевые заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны 38-е ПАМ награждены орденом Красной Звезды
5 апреля 1945 года 38-е подвижные авиационно-ремонтные железнодорожные мастерские за боевые заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом Красной Звезды. 107 человек удостоены высоких правительственных наград. Весь личный состав был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».
В августе 1945 года мастерские передислоцировались в г. Новоельня Гродненской области и вошли в состав 26 Воздушной Армии. С мая 1953 года местом постоянной дислокации части становится г. Барановичи Брестской области.
С 1953 по 1956 год отремонтировано 56 самолётов Ил-10. В 1956 году коллектив мастерских успешно освоил ремонт реактивных самолётов МиГ-15 и МиГ-17.
15 октября 1958 года 38-е ордена Красной Звезды Подвижные железнодорожные мастерские приказом главкома ВВС переводятся на штат авиационно-ремонтной базы с присвоением названия «32-я ордена Красной Звезды Военная база» с подчинением 26 Воздушной Армии. В том же году военная база перебазировалась из железнодорожных вагонов в новые производственные помещения на существующую сегодня территорию. Таким образом, закончился 17-летний «рельсовый период».
После размещения на новом месте коллектив базы приступил к освоению ремонта первого советского фронтового бомбардировщика Ил-28, а в 1961 году успешно освоил ремонт дальних бомбардировщиков Ту-16. За 2,5 года было отремонтировано и передано в строевые части 62 самолета. Одновременно с ремонтом Ту-16 на базе началась сборка сверхзвуковых истребителей Су-7. За два года было собрано и отправлено в части 180 самолетов.
15 июня 1963 году авиабаза в соответствии с приказом МО СССР вышла из подчинения ВВС и приступила к ремонту ракетной техники, получив наименование «558 ордена Красной Звезды завод по ремонту ракетной техники». Позднее, 10 марта 1966 года завод был переподчинён командующему 26 Воздушной Армией с присвоением наименования «558 ордена Красной Звезды Авиационный ремонтный завод».
Труд коллектива завода был высоко оценен командованием Военно-воздушных сил страны. В феврале 1970 года коллектив получил Диплом Совета Министров СССР и ВЦСПС во всесоюзном смотре по повышению культуры производства. 9 апреля 1970 года предприятию присвоили звание «Предприятие высокой культуры производства». В декабре 1980 года решениями главнокомандующего Военно-воздушными силами и Президиума Центрального комитета профсоюза авиаработников заводу присвоено почётное звание «Образцовое предприятие ВВС». С 1981 по 1985 год заводу пять лет подряд присуждалось первое место в соревновании среди авиаремонтных предприятий ВВС Советского Союза.
Передача знамени «Победитель во всесоюзном социалистическом  соревновании среди авиаремонтных предприятий ВВС СССР» на вечное хранение
Передача знамени «Победитель во всесоюзном социалистическом соревновании среди авиаремонтных предприятий ВВС СССР» на вечное хранение
В 1989—1990 гг. кризисные явления в экономике притормозили стремительное движение коллектива предприятия вперёд. но даже и в этих трудных условиях коллектив завода находит пути сохранения производственного и экономического потенциала предприятия. В 1989 году завод первым в СССР приступил к освоению ремонта многоцелевого высокоманевренного всепогодного истребителя Су-27, в 1993—1994 гг. начинается освоение ремонта самолёта-штурмовика Су-25, многоцелевого истребителя четвёртого поколения МиГ-29 и лёгкого транспортного самолёта Ан-2.
В 2003-2005 годах на заводе был успешно освоен ремонт вертолетов Ми-8, Ми-24.

Новейшие разработки